Результаты проектов






 

 Проект поддержан Демократической Комиссией при Посольстве США в Кыргызской Республики.

 Целью проекта является улучшение экологической осведомленности молодежи и местных сообществ в вопросах, касающихся водных ресурсов в Кыргызстане, через вовлечение молодежи во включенное прикладное исследование (ВПИ) традиционных экологических знаний о воде и водных ресурсах различных этносов, живущих в Кыргызстане. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

а) отбор полевых сотрудников в Иссык-Кульской и Баткенской областях на конкурсной основе,

б) формирование межэтнических исследовательских групп в Иссык-Кульской и Баткенской областях,

в) обучение сформированных групп принципам и методам ВПИ для проведения исследований ТЭЗ о воде на трех семинарах с использованием специалистов, в том числе, традиционных экспертов по воде,

г) проведение полевых исследований в целевых регионах,

д) мониторинг и анализ полевых материалов,

е)повышение экологической осведомленности местных сообществ и молодежи в вопросах, касающихся водных ресурсов через фокусирование ТЭЗ семинарах с использованием специалистов, в том числе, традиционных экспертов по воде,

г) проведение полевых исследований в целевых регионах,

д) мониторинг и анализ полевых материалов,

е)повышение экологической осведомленности местных сообществ и молодежи в вопросах, касающихся водных ресурсов через фокусирование ТЭЗ 

 Приглашение к участию в конкурсе было распространено впервые 9 августа 2016 года и затем повторно -  в начале сентября. Приглашение распространялось через фэйс-бук странице КИЦ Айгине и через рассылочные листы наших партнеров.

 Отбор. В ходе отбора была сформирована иссык-кульская  группа. В городе Каракол с каждым из ее членов проведено собеседование с последующим информированием о проекте. Был проведен ряд телефонных интервью и письменных испытаний с претендентами из Баткенской области. Из них предварительно было отобрано 5 человек, один из них - для роли координатора.

 Уже в ходе отбора претендентов стало видно, что правильнее упор сделать на сообщества учителей школ и вузов, которые работают с молодежью. В иссык-кульскую группу вошли 4 преподавателя местного университета и учитель географии и экологии из средней школы села Ырдык. В баткенской группе – 2 учителя средних школ, студент и преподаватель Баткенского Государственного Университета.

 В состав обеих групп вошли представители разных этнических групп: уйгуры, казахи, узбеки, дунгане, кыргызы.

Первый установочный семинар прошел в Бишкеке 7-9 октября 2016. В семинаре приняли участие  4 исследователя иссык-кульской группы а так же участник из баткенской группы, которого мы рассматривали как потенциального координатора. В ходе семинара участникам были представлены цели и задачи проекта. Главный фокус был сделан на обучении участников базовым методам включенных прикладных исследований. Для практики методовВПИучастники  были приглашены насакральное место ЖалгызТерек (селоБашкара-Суу, Чуйской области), главной ценностью которого является вода – 7 родников. На месте исследователи практиковали применение полученных на семинаре знаний о методах интервьюирования и включенного исследования со знатоками из народа – смотрителями сакральных мест, связанных с водой. Участники семинара так же  встретились с экспертами в гидрологии и целительских практиках с использованием воды, специалистом по водным ресурсам и знатоком темы воды в фольклоре. Совместно участники и эксперты обсудили и определили фокусы и направленияВПИна поле в рамках проекта.

 В результате первого семинара было достигнуто:

  • Обучение базовым знаниям и навыкам ВПИ
  • Определены направления исследований в обеих областях
  • Выработаны и согласованы условия  сотрудничества
  • Подписаны договоры

 Второй выездной семинар прошел в городе Каракол 7-10 января 2017. Основной целью семинара был совместный анализ полевых материалов, собранных исследователями, а также обсуждение трудностей полевых работ. В задачи семинара входила совместная работа над концепциями продуктов проекта – учебного пособия, календаря и социальных роликов. В семинаре приняли участие все исследователи иссык-кульской группы. В ходе семинара участники поделились такими трудностями, как поиск знающих респондентов, отсутствие опыта в проведении глубинных интервью, неумение управлять временем во время интервью, с которыми они столкнулись во время полевой работы. Для преодоление этих трудностей был проведен специализированный тренинг, который состоял трех практических сессий, на которых участники смогли взять интервью у трех хранителей традиционных знаний. Сессии носили название «Обряды и ритуалы, связанные с водой».

В ходе совместной работы организаторам и участникам семинара  удалось сформировать первичные концепции учебного пособия, календаря и социального ролика. В основу будущих продуктов проекта  положены материалы, которые участники проекта смогли собрать за два месяца полевых работ.

 Промежуточный анализ материалов по Иссыкульской области соответствуют  основному фокусу проекта - традиционным знаниям о воде. 

 В результате выездного семинара в Караколе было достигнуто следующее:

  • Сформирована черновая концепция учебного пособия
  • Определены предварительные темы календаря и социального ролика
  • Предварительно определено место проведения пилотирования и апробации учебного пособия
  • Определены места презентации продуктов проекта: Центр экологии при Иссык-Кульском университете и  средняя школа села Ырдык

 Третий выездной семинар в городе Кызыл Кыя прошел 23-26 января 2017. Он так же  был нацелен на анализ и обсуждение промежуточных результатов исследований, а так же на обсуждение концепций продуктов проекта. В этом семинаре приняли участие действующие исследователи из Баткенской области.

 В работе с этой региональной группой мы столкнулись с организационной сложностью. Человек, отобранный  как потенциальный координатор на основе резюме, заявки и двух рекомендаций, был приглашен на установочный семинар в Бишкеке. Однако человек не выполнил взятых обязательств ни по линии сбора инфрмации, ни по координированию группы. Обучение и консультация каждого участника группы велась нами индивидуально он-лайн или по телефону.

 В ходе выездного семинара на основе совместного анализа количества и качества собранных материалов было отмечено, что общий уровень проделанной работы, к сожалению, не отвечает ожиданиям проекта. Исключение составляет работа Зайнидинова Бахриддина, который проявил хорошую мотивацию и на основе он-лайн обучения собирает интересные материалы в отдаленном селе Бешкент, где компактно проживает кыргызское и узбекское население.

 По причине низкого качества работы мы вынуждены были отказаться от сотрудничества с двумя участниками.  На их места были приглашены кандидаты из первичного списка. С каждым из них был проведен интенсивный двухдневный тренинг по модели первого установочного семинара.

Промежуточный анализ материалов по Батенской области показал, что здесь больше выявлены и отражены проблемы исчезновения, загрязнения и нехватки водных ресурсов в Баткенской области, в частности чистой питьевой воды. В материалах в меньшей степени представлена информация о традиционных знаниях, связанных с водой.  

 В результате работы выездного семинара в Кызыл-Кые было достигнуто следующее:

  • Составлен понедельный групповой и индивидуальный график работы участников;
  • Согласованы темы для учебного пособия;
  • Предварительно определено место проведения пилотирования и апробации продуктов проекта.
  • Определено место презентации продуктов проекта -  средняя школа села Бешкент. В школе ведется обучение на кыргызском и узбекском языках. На данный момент школу посещает  340 учеников.